14.04.2021
Образовательная деятельность в МКДОУ
Кикунинский "Детский сад "Ромашка"
осуществляется на основании:
Конвенции о правах ребенка;
Закона "Об образовании в Российской Федерации";
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.3049 - 13;
Приказа Министерства образования и науки Челябинской области по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта;
Устава МКДОУ и т.д.Образовательная деятельность в МКДОУ осуществляется на основании:
Конвенции о правах ребенка;
Закона "Об образовании в Российской Федерации";
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.3049 - 13;
Приказа Министерства образования и науки Челябинской области по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта;
Устава МКДОУ и т.д.
Составляющие воспитательно-образовательного процесса:
· организованная образовательная деятельность
· образовательная деятельность в режимных моментах
· самостоятельная деятельность
· взаимодействие с семьёй
· Организованная образовательная деятельность (ООД):
· Экспериментирование,
· Проектирование,
· Коллекционирование,
· Беседы,
· Наблюдения,
· Решение проблемных ситуаций,
· Игры,
· Викторины,
· Чтение и обсуждение,
· Инсценирование и драматизация,
· Оформление выставок, портфолио.
· Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
В музыкальной деятельности: слушание, пение, танцы Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Физическое развитие, закаливающие процедуры, прием пищи, гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня, оздоровительная прогулка;
Социально-коммуникативное развитие - ситуативные беседы, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
Познавательно-речевое развитие- создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, разговоры с детьми;
Художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни, в игре, в досуге, на прогулке, в изодеятельности, в гимнастике, привлечение внимания к звукам.
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная деятельность детей: подвижные, спортивные игры и упражнения; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; чтение детьми коротких стихов, игры по мотивам художественных произведений, игры в уголке книги, сюжетно-ролевые игры, развивающие; рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукции картин, музицирование, пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки.
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями: встреча с интересным человеком; «школы для родителей», клубы, студии. Проведение мастер-классов, тренингов. Привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов, анкетирование, стендовые консультации и т.д.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД).Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения ООД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации организованной образовательной деятельности
Гигиенические требования:
· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
· не допускать переутомления детей на занятиях.
· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
· точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
· творческое использование при проведении ООД всех дидактических принципов в единстве;
· определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД;
· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
· использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
· иметь в наличие продуманный план проведения ООД;
· четко определить цель и дидактические задачи ООД;
· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ООД.
· не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
· ООД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
· ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
· организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)
Дидактическая задача
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
Содержание знаний (раздел обучения)
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Формы организации обучения в повседневной жизни
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
· прогулка, которая состоит из:
- наблюдений за природой, окружающей жизнью;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности;
· экскурсии;
· игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- спортивные игры;
· дежурство детей по столовой, на занятиях
· труд:
- коллективный;
- хозяйственно-бытовой;
- труд в уголке природы;
- художественный труд;
· развлечения, праздники;
· экспериментирование;
· проектная деятельность;
· чтение художественной литературы;
· беседы;
· показ кукольного театра;
· вечера-досуги;
В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
· предметно-игровая,
· трудовая,
· спортивная,
· продуктивная,
· общение,
сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
В помощь педагогам
Открытый каталог образовательных ресурсов «Российский общеобразовательный портал»
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс»
Материалы по работе с интерактивной доской SMART
Профессиональное сообщество педагогов «Методисты»
Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений «Ресурсы образования»
Портал Открытого педагогического объединения «Интерника»
Сайт для практических психологов, работающих в системе образования