20.11.2020
Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей
Основная цель музыкального воспитания в детском саду –подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом. Знание психолого - педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.
Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.
Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.
Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности музыкального руководителя входит планирование и проведение:
1. регулярных занятий - практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп;
2. консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально - дидактических игр;
3. вечеров досуга и развлечений
5. музыкально - дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий).
Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем , чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.)
Очень важен контакт музыканта - педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.
Музыкальный руководитель ведет работу по самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.
В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. неучаствует, а только организует).
Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!
Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельности детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.
Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной зоны, атрибутов, пособий и т.д.
Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2020
Дата обновления: 20.11.2020
Дата публикации: 20.11.2020